Самое главное в обучении детей программированию — закреплять новые знания на практике. Когда ребенок учится программировать на Python, он довольно быстро сможет пробовать свои силы не только в упражнениях, но и в создании настоящих приложений и небольших игрушек. Мы собрали пять таких минипроектов, которые помогут начинающим разработчикам отточить навыки и улучшить владение Python.
1. Генератор случайных чисел
Эту небольшую программу можно использовать как симулятор игральной кости с любым количеством граней. Любителям настольных игр может понравиться такая высокотехнологичная замена обычного кубика, который к тому же никогда не заденет фишки на столе. В любом случае подобные модули используются в самых разных приложениях, так что умение создать генератор случайных чисел пригодится любому разработчику.
С функциональной точки зрения программа должна уметь брать число в заданном диапазоне и выводить его на экран. После получения результата пользователь также должен иметь возможность перебросить кубик — получить новый результат.
Чтобы написать такой генератор, достаточно знать самые основы программирования: работа с целыми числами, функции случайного выбора и вывода результата. Подобное приложение — оптимальный вариант для ребенка, который учит Python. Он объединяет в себе понятное предназначение и несложный код.
2. Отгадай число
Эта мини-игра продолжает идею предыдущего, добавляя один важный момент — пользователь должен вводить числа. А программе нужно проверить, совпадает ли это число с выпавшим на генераторе случайных чисел, и выдавать соответствующий ответ. В качестве дополнительной возможности можно также предусмотреть подсказки игроку — «правильное число больше/меньше».
Чтобы создать такое приложение, ребенку нужно знать темы из предыдущего пункта, а еще уметь работать с переменными, циклами и условными операторами If/Else. В целом такая программа тоже прекрасно подходит для первых шагов в программировании на Python. К ней можно приступать и без «разминки на кошках».
3. Генератор текстов
Следующая программа в нашем списке может стать развлечением для компании друзей. Программирование для детей — это возможность блеснуть талантами перед сверстниками, и такое приложение послужит именно этой цели.
Принцип очень прост: сначала нужно подготовить шаблон для текста, а затем предложить программе слова, которые она проставит в пробелы. При этом приложение должно такие вопросы, чтобы пользователи гарантированно дали данные в нужной форме. Например, шаблон следующий: «______ пришел в гости и принес в подарок ______. Хозяева посмотрели на него и сказали: "__________"».
Пример запросов на ввод данных в этом случае:
- «Кто пришел в гости?» — Саша.
- «Что он принес в подарок?» — Книгу.
- «Что ему ответили хозяева?» — Большое спасибо.
Результат: «Саша пришел в гости и принес в подарок книгу. Хозяева сказали ему: "Большое спасибо"».
Такое приложение можно делать сколь угодно сложным, добавлять новые шаги и главы, чтобы наполнять историю все новыми подробностями и внезапными поворотами хитрого сюжета. А в процессе ребенок получит полное представление о важных механиках программирования на Python включая работу с разными типами переменных и объединение нескольких строк данных в одну последовательность (конкатенация).
4. Текстовый квест
Если ребенок мечтает разрабатывать собственные игры, такая программа обеспечит ему первый опыт. Он сможет придумывать собственные приключения с разветвленным сюжетом, отправлять персонажей в путешествия по фэнтезийным мирам, придумывать приключения самостоятельно или вместе с друзьями.
Такая игра описывает пользователю окружающие условия и спрашивает, какие действия он планирует предпринять:
- Вы оказались в комнате с тремя дверьми. За первый слышится уличный шум, за второй кто-то рычит, за третьей тишина. Куда идем?
- Дверь №1.
- Вы вышли на улицу. Через дорогу вы заметили странно одетого человека… и т.д. — фактически до бесконечности.
Такой проект подойдет как самым начинающим разработчикам, так и детям, которые уже хорошо познакомились с основами программирования на Python. Они смогут использовать свой опыт из заданий, про которые мы говорили выше. Например, урон от оружия в битве может определять генератор случайных чисел, а диалоги можно менять, подставляя слова в соответствии с сюжетом.
Создание такой игры может стать многомесячным проектом, ведь историю можно продолжать дальше и дальше, меняя старые главы и усложняя игровую механику. Этот опыт будет полезным не только будущим гейм-дизайнерам, но и писателям, сценаристам и всем, кто зарабатывает на жизнь историями.
5. «Угадай слово» («Виселица»)
Эту игру знают все — есть некое слово, про которое известно только количество букв, и вам нужно его угадать, предлагая по одной букве. После некоторого количества ошибок игра завершается.
Такая программа представляет собой самый сложный проект в нашем списке для начинающих разработчиков на Python, так что за эту игру стоит браться, когда с основами программирования уже разобрались. Приложение должно брать слово из некоего списка (то есть работать с базой данных), проверять полученные от пользователя данные, раскрывать угаданные буквы, считать количество ошибок. Можно даже добавить картинку «висельника», как в оригинальной игре, которой многие из нас развлекались в школе — с каждой неудачной догадкой у фигурки должны появляться новые элементы.
Эти пять небольших проектов помогут ребенку усвоить основы программирования на Python и дадут практическое представление о том, чем занимаются разработчики приложений. С такой базой ему будет проще перейти от простых вопросов к более сложным, чтобы разобраться с темами, которые ему наиболее интересны.