Узнаем, как работают эпидемии и как их можно предотвратить:
- Создадим модель болезни в Scratch
- Посмотрим влияние вакцинации и карантина
- Сделаем графики результатов
- Попробуем разные сценарии
Главное:
- Модели упрощают реальность, но помогают понять распространение
- Даже простые модели дают полезную информацию
- Модели - инструмент для решений, а не точный прогноз
Что нужно | Для чего |
---|---|
Компьютер | Создание модели |
Scratch | Программирование |
Блокнот | Запись результатов |
Разберемся, как работают "детективы по болезням"!
Основы распространения болезней
Что такое эпидемия?
Эпидемия - когда много людей в одном месте болеют одновременно. Например, половина класса заболела гриппом - маленькая эпидемия!
Причины эпидемий:
- Новый вирус или бактерия
- Изменение погоды
- Загрязнение воды или еды
В 1520 году европейцы привезли оспу в Америку. Местные жители не болели ей раньше, поэтому она быстро распространилась.
Важные термины
Термин | Значение |
---|---|
Восприимчивые | Могут заболеть |
Инфицированные | Уже болеют |
Выздоровевшие | Переболели и не заразятся снова |
Болезни распространяются:
- По воздуху (чихание, кашель)
- Через прикосновения
- Через грязную воду или еду
- Через укусы насекомых
Эти основы помогут понять модели распространения болезней.
Подготовка к моделированию
Что нужно
Для простой модели:
- Компьютер с интернетом
- Программа для таблиц (Excel)
- Блокнот и ручка
Дополнительно:
- ПО для моделирования (STEM)
- Python (для сложных моделей)
Организация работы
- Найдите тихое место
- Проверьте интернет
- Подготовьте материалы
- Установите нужное ПО
Действие | Зачем |
---|---|
Тихое место | Помогает сосредоточиться |
Проверка интернета | Доступ к ресурсам |
Подготовка материалов | Экономит время |
Установка ПО | Быстрый старт работы |
Важно: Получите разрешение родителей или учителя на проект.
Создание простой модели
Выбор инструмента
Используем Scratch:
- Простой интерфейс
- Не нужно сложное программирование
- Легко создавать интерактивные модели
Первая модель
В Scratch:
- Создайте проект
- Добавьте спрайт здорового человека
- Создайте переменные:
- "Здоровые"
- "Больные"
- "Выздоровевшие"
- Напишите скрипт:
когда щелкнут по зеленому флажку
установить [Здоровые] в [100]
установить [Больные] в [1]
установить [Выздоровевшие] в [0]
повторять пока [Больные > 0]
изменить [Здоровые] на [-1]
изменить [Больные] на [1]
ждать (1) секунд
конец
- Запустите и наблюдайте
Параметр | Описание | Пример |
---|---|---|
Здоровые | Начальное число здоровых | 100 |
Больные | Начальное число больных | 1 |
Скорость | Как быстро передается | 1 сек |
Запустите с разными параметрами и сравните результаты.
Улучшение модели
Добавляем выздоровление
Изменим скрипт:
когда щелкнут по зеленому флажку
установить [Здоровые] в [100]
установить [Больные] в [1]
установить [Выздоровевшие] в [0]
повторять пока [Больные > 0]
изменить [Здоровые] на [-1]
изменить [Больные] на [1]
изменить [Выздоровевшие] на [случайное число от 0 до 2]
изменить [Больные] на [-(случайное число от 0 до 2)]
ждать (1) секунд
конец
Проверяем вакцинацию
Добавим "Вакцинированные":
когда щелкнут по зеленому флажку
установить [Здоровые] в [100]
установить [Больные] в [1]
установить [Выздоровевшие] в [0]
установить [Вакцинированные] в [0]
повторять пока [Больные > 0]
изменить [Здоровые] на [-1]
изменить [Больные] на [1]
изменить [Выздоровевшие] на [случайное число от 0 до 2]
изменить [Больные] на [-(случайное число от 0 до 2)]
если (случайное число от 1 до 100) < 10 то
изменить [Вакцинированные] на [1]
изменить [Здоровые] на [-1]
конец
ждать (1) секунд
конец
Сравните результаты:
Параметр | Без вакцинации | С вакцинацией |
---|---|---|
Макс. больных | ... | ... |
Время эпидемии | ... | ... |
Выздоровевшие | ... | ... |
sbb-itb-b726433
Показ результатов
Графики в Scratch
- Добавьте спрайт "Перо"
- Создайте скрипт:
когда щелкнут по зеленому флажку
очистить
опустить перо
установить цвет пера в [красный]
перейти в x: (-240) y: (-180)
повторять (480)
перейти в x: (положение x) + 1 y: (-180) + ((Больные) * 3)
конец
- Добавьте линии для здоровых (зеленый) и выздоровевших (синий)
Анализ данных
- Пик заболевания: высшая точка красной линии
- Скорость распространения: рост красной линии в начале
- Эффект вакцинации: сравните графики с ней и без
Пример результатов:
Параметр | Без вакцинации | С вакцинацией |
---|---|---|
Макс. больных | 80 | 50 |
Время эпидемии | 30 дней | 20 дней |
Выздоровевшие | 95 | 70 |
Разные ситуации
Меняем число людей
- Удвойте население
- Уменьшите вдвое
Население | Время до пика | Макс. больных |
---|---|---|
50 человек | 10 дней | 30 |
100 человек | 7 дней | 70 |
200 человек | 5 дней | 150 |
Проверяем меры
- Добавьте вакцинацию
- Введите карантин
Мера | Без | С мерой |
---|---|---|
Вакцинация 50% | 80 больных | 40 больных |
Карантин | 95 больных | 60 больных |
Запускайте модель несколько раз для каждой ситуации.
Выводы из моделей
Ограничения
Модели не учитывают:
- Поведение людей
- Различия в медицине
- Политические решения
Учитывает | Не учитывает |
---|---|
Скорость распространения | Поведение людей |
Число больных | Качество медицины |
Эффект карантина | Политику |
Польза в реальности
Модели помогают:
- Подготовиться к эпидемиям
- Оценить эффективность мер
- Объяснить сложные процессы
"Модели - призыв к действию. Они показывают, что будет без мер, и как предотвратить худшее." - Швета Бансал, биолог
Модели - инструмент, а не предсказание. Они помогают принимать решения, но не дают точных прогнозов.
Заключение
Моделирование помогает понять распространение болезней и способы их остановки:
- Модели упрощают реальность для лучшего понимания
- Есть разные типы моделей: механистические и статистические
- Даже простые модели дают ценную информацию
Модели - инструменты для решений, а не точные предсказания.
Чтобы узнать больше:
- Создайте свою модель
- Изучите примеры использования моделей при эпидемиях
- Поговорите со специалистами о применении моделей
Понимание моделирования поможет вам стать информированным гражданином и может вдохновить на карьеру в здравоохранении или эпидемиологии!