Scratch - это бесплатная визуальная среда программирования, разработанная MIT специально для детей 8-16 лет. Вот что нужно знать:
- Позволяет создавать интерактивные истории, игры и анимации
- Использует блоки кода вместо текста
- Развивает логику, креативность и навыки решения задач
Основные элементы Scratch:
Элемент | Описание |
---|---|
Спрайты | Персонажи и объекты |
Скрипты | Последовательности блоков кода |
Костюмы | Внешний вид спрайтов |
Звуки | Аудио для проектов |
Сцена | Фон, где происходит действие |
В этом руководстве вы найдете:
- Как начать работу со Scratch
- Пошаговые уроки по основам программирования
- Советы по созданию простых игр и анимаций
- Рекомендации по обучению детей
Главное - начать с простого и дать детям возможность экспериментировать. Регулярная практика - ключ к успеху в Scratch!
Related video from YouTube
Начало работы со Scratch
Чтобы начать создавать проекты в Scratch, нужно выполнить несколько простых шагов:
Создание аккаунта в Scratch
- Зайдите на официальный сайт Scratch.
- Нажмите кнопку "Присоединиться".
- Придумайте имя пользователя и пароль.
- Укажите свою страну и дату рождения.
- Введите действующий email и нажмите "Создать ваш аккаунт".
- Активируйте аккаунт через ссылку, отправленную на email.
Использование интерфейса Scratch
После входа в аккаунт вы увидите главный экран Scratch. Он состоит из трех основных частей:
- Блоки кода (слева): Здесь находятся все доступные блоки, разделенные по категориям.
- Область скриптов (в центре): Сюда перетаскиваются блоки для создания программы.
- Сцена (справа): Здесь отображается результат выполнения кода.
Ключевые элементы Scratch
Элемент | Описание |
---|---|
Сцена | Область, где происходит действие проекта |
Спрайты | Персонажи и объекты, которыми можно управлять |
Блоки | Элементы кода, которые соединяются для создания программы |
Костюмы | Различные изображения для спрайтов |
Звуки | Аудиофайлы, которые можно добавить в проект |
Чтобы начать новый проект:
- Нажмите кнопку "Создать" в верхнем левом углу экрана.
- Выберите фон, нажав на синюю кнопку в правом нижнем углу сцены.
- Добавьте спрайты, используя синюю кнопку с изображением кота.
- Начните перетаскивать блоки кода в область скриптов для создания программы.
Scratch доступен более чем на 70 языках, что делает его удобным для детей по всему миру. Вы можете изменить язык интерфейса в настройках проекта.
Урок 1: Движение объектов
В Scratch движение спрайтов - это основа создания интерактивных проектов. Давайте научимся управлять движением объектов шаг за шагом.
Простое движение
Чтобы заставить спрайт двигаться, используйте блок "Движение" из палитры блоков:
- Перетащите блок "Идти 10 шагов" в область скриптов.
- Нажмите на блок, чтобы увидеть, как спрайт движется.
Для непрерывного движения используйте цикл:
когда щёлкнут по зелёному флажку
всегда
идти 10 шагов
Управление с клавиатуры
Чтобы управлять спрайтом с помощью клавиш стрелок:
- Используйте блок "Когда клавиша нажата" из раздела "События".
- Добавьте блок движения для каждого направления.
Пример кода для движения вправо:
когда клавиша [стрелка вправо] нажата
изменить х на 10
Повторите для других направлений, меняя клавиши и координаты:
Направление | Клавиша | Изменение координат |
---|---|---|
Вправо | Стрелка вправо | Изменить х на 10 |
Влево | Стрелка влево | Изменить х на -10 |
Вверх | Стрелка вверх | Изменить у на 10 |
Вниз | Стрелка вниз | Изменить у на -10 |
Анимация движения
Для создания эффекта анимации:
- Добавьте разные костюмы спрайту.
- Используйте блок "Следующий костюм" в цикле движения.
Пример кода для летящей птицы:
когда щёлкнут по зелёному флажку
всегда
идти 10 шагов
следующий костюм
ждать 0.1 секунд
Советы по движению
- Используйте блок "Если край, оттолкнуться" для удержания спрайта в пределах сцены.
- Измените стиль вращения спрайта на "влево-вправо", чтобы он не переворачивался при движении влево.
- Экспериментируйте с разными значениями шагов и задержек для достижения нужного эффекта.
Помните, что практика - ключ к успеху в программировании. Пробуйте разные комбинации блоков и создавайте свои уникальные анимации!
Урок 2: Добавление звуков
В Scratch звуки играют важную роль в создании интерактивных проектов. Давайте разберемся, как добавлять и использовать звуки в ваших программах.
Выбор звуков из библиотеки
Scratch предлагает более 350 готовых звуков. Чтобы добавить звук:
- Выберите спрайт или сцену
- Перейдите на вкладку "Звуки"
- Нажмите кнопку "Выбрать звук"
- Выберите нужный звук из библиотеки
Запись собственных звуков
Вы также можете записать свои звуки:
- На вкладке "Звуки" нажмите "Запись"
- Запишите звук с помощью микрофона
- Обрежьте начало и конец записи, передвигая красные линии
- Прослушайте и сохраните звук
Использование звуков в проекте
Чтобы воспроизвести звук, используйте блок "начать звук" из категории "Звук". Вот несколько примеров:
Действие | Код |
---|---|
Воспроизвести звук при клике | когда спрайт нажат начать звук [Название звука] |
Фоновая музыка | когда щелкнут по зеленому флажку всегда играть звук [Название музыки] до конца |
Изменение громкости | установить громкость в (50) % |
Советы по работе со звуком
- Используйте звуки для создания настроения и усиления действий в игре
- Добавьте звуковые эффекты для кликов, прыжков и других событий
- Экспериментируйте с громкостью и длительностью звуков
Пример проекта "Моя барабанная установка"
- Добавьте спрайты разных барабанов
- Для каждого спрайта создайте скрипт:
когда спрайт нажат
начать звук [Звук барабана]
- Нажимайте на барабаны, чтобы создавать музыку
Помните, что звуки делают ваш проект более увлекательным и интерактивным. Не бойтесь экспериментировать и создавать уникальные звуковые эффекты!
Урок 3: Изменение внешнего вида
В Scratch изменение костюмов спрайтов и фонов - ключевой элемент создания увлекательных анимаций. Давайте разберемся, как это делать.
Изменение костюмов спрайтов
Чтобы изменить костюм спрайта:
- Выберите спрайт
- Перейдите на вкладку "Костюмы"
- Выберите нужный костюм или создайте новый
Для анимации используйте блок "следующий костюм" из категории "Внешний вид". Например:
когда щелкнут по зеленому флажку
повторять всегда
следующий костюм
ждать (0.5) секунд
Этот код создаст простую анимацию, переключая костюмы спрайта каждые полсекунды.
Смена фона
Для смены фона:
- Кликните на значок "Сцена" в нижнем правом углу
- Перейдите на вкладку "Фоны"
- Выберите новый фон из библиотеки или создайте свой
Чтобы менять фоны в проекте, используйте блок "сменить фон на" из категории "Внешний вид".
Графические эффекты
Scratch предлагает 7 графических эффектов для спрайтов:
Эффект | Описание |
---|---|
Рыбий глаз | Искажает спрайт, как через линзу |
Цвет | Меняет цветовую гамму спрайта |
Пикселизация | Создает эффект низкого разрешения |
Завихрение | Закручивает спрайт |
Призрак | Делает спрайт полупрозрачным |
Яркость | Осветляет или затемняет спрайт |
Мозаика | Создает копии спрайта |
Используйте блок "установить эффект [] значение []" для применения эффектов.
Пример проекта: "Танцующий кот"
- Выберите спрайт кота
- Добавьте 3-4 костюма с разными позами
- Создайте код:
когда щелкнут по зеленому флажку
повторять всегда
следующий костюм
изменить эффект [цвет] на (25)
ждать (0.5) секунд
очистить графические эффекты
- Нажмите зеленый флажок, чтобы увидеть танцующего кота, меняющего цвета
Помните, что изменение внешнего вида спрайтов и фонов - это мощный инструмент для создания динамичных и интересных проектов в Scratch. Экспериментируйте с разными комбинациями костюмов, фонов и эффектов, чтобы оживить ваши идеи!
Урок 4: Использование блоков управления
В Scratch блоки управления позволяют создавать более сложные и интерактивные проекты. Давайте разберем основные типы блоков управления и как их использовать.
Циклы
Циклы помогают повторять действия без необходимости писать один и тот же код много раз. В Scratch есть три основных типа циклов:
- Повторить X раз: выполняет действие определенное количество раз
- Повторять всегда: создает бесконечный цикл
- Повторять до: продолжает цикл, пока не выполнится условие
Пример использования цикла "Повторить":
повторить (10) раз
идти (10) шагов
повернуть ↻ (15) градусов
Этот код заставит спрайт двигаться по кругу, делая 10 шагов и поворачиваясь на 15 градусов 10 раз.
Условные операторы
Условные операторы позволяют программе принимать решения на основе определенных условий. Основные блоки:
- Если ... то: выполняет код, если условие истинно
- Если ... то ... иначе: добавляет альтернативный путь, если условие ложно
Пример использования условного оператора:
если <касается (край v)?> то
повернуть в направление (180) градусов
Этот код заставит спрайт развернуться, если он коснется края сцены.
Практический пример: "Оценка успеваемости"
Давайте создадим простую программу, которая выставляет оценку на основе баллов ученика:
- Создайте переменные "Баллы" и "Оценка"
- Используйте следующий код:
спросить [Введите количество баллов] и ждать
установить [Баллы v] в (ответ)
если <(Баллы) > [80]> то
установить [Оценка v] в [A]
иначе
если <(Баллы) > [60]> то
установить [Оценка v] в [B]
иначе
если <(Баллы) > [40]> то
установить [Оценка v] в [C]
иначе
если <(Баллы) > [32]> то
установить [Оценка v] в [D]
иначе
установить [Оценка v] в [E]
сказать (объединить [Ваша оценка: ] (Оценка)) в течение (2) секунд
Этот код запрашивает у пользователя количество баллов и выставляет оценку по следующей шкале:
Баллы | Оценка |
---|---|
81-100 | A |
61-80 | B |
41-60 | C |
33-40 | D |
0-32 | E |
Используя блоки управления, вы можете создавать более сложные и интересные проекты в Scratch. Экспериментируйте с разными комбинациями циклов и условий, чтобы оживить ваши идеи!
sbb-itb-b726433
Урок 5: Использование чисел
В Scratch числа играют важную роль в создании интерактивных проектов. Давайте разберемся, как работать с числами и переменными в Scratch.
Создание и использование переменных
Переменные - это контейнеры для хранения информации. В Scratch есть два типа переменных:
- Глобальные - доступны всем спрайтам
- Локальные - доступны только конкретному спрайту
Чтобы создать переменную:
- Перейдите в раздел "Переменные"
- Нажмите "Создать переменную"
- Введите имя переменной (например, "счет")
- Выберите тип переменной (для всех спрайтов или только для этого спрайта)
Математические операции
Scratch предлагает 5 основных арифметических операторов:
Оператор | Действие |
---|---|
+ | Сложение |
- | Вычитание |
* | Умножение |
/ | Деление |
mod | Остаток от деления |
Пример использования операторов:
установить [счет v] в (0)
изменить [счет v] на (1)
установить [счет v] в ((счет) * (2))
Ведение счета в играх
Для ведения счета в игре:
- Создайте переменную "счет"
- В начале игры установите значение счета в 0
- Используйте блок "изменить [счет v] на (1)" для увеличения счета
Пример кода для увеличения счета при касании определенного цвета:
когда щелкнут по зеленому флагу
всегда
если <касается цвета [#FFFFFF]?> то
изменить [счет v] на (1)
конец
конец
Практический пример: Математическая игра
Давайте создадим простую математическую игру:
- Создайте переменные "счет" и "уровень"
- Используйте следующий код:
когда щелкнут по зеленому флагу
установить [счет v] в (0)
установить [уровень v] в (1)
всегда
спросить (объединить [Сколько будет ] (уровень) [ x 2?]) и ждать
если <(ответ) = ((уровень) * (2))> то
изменить [счет v] на (1)
изменить [уровень v] на (1)
сказать [Правильно!] в течение (2) секунд
иначе
сказать [Неправильно. Попробуй еще раз.] в течение (2) секунд
конец
конец
Этот код создает игру, где игрок должен умножать числа на 2. С каждым правильным ответом уровень и счет увеличиваются.
Используя числа и переменные, вы можете создавать более сложные и интересные проекты в Scratch. Экспериментируйте с разными математическими операциями и условиями, чтобы сделать ваши игры более увлекательными!
Урок 6: События и сенсоры
В Scratch события и сенсоры играют ключевую роль в создании интерактивных проектов. Давайте разберемся, как их использовать.
События
События в Scratch - это действия, которые запускают выполнение скриптов. Они представлены желтыми блоками в палитре.
Основные типы событий:
- Нажатие на зеленый флаг
- Нажатие клавиши
- Клик по спрайту
- Смена фона
- Получение сообщения
Пример использования события:
когда щелкнут по зеленому флагу
изменить эффект [цвет v] на (25)
Этот скрипт меняет цвет спрайта при нажатии на зеленый флаг.
Сенсоры
Сенсоры позволяют спрайтам реагировать на окружение. Они представлены голубыми блоками.
Полезные сенсорные блоки:
- "касается [объект v]?"
- "расстояние до [указатель мыши v]"
- "спросить [Как тебя зовут?] и ждать"
Пример использования сенсора:
всегда
если <касается [край v]?> то
повернуть в направлении (180)
конец
конец
Этот скрипт заставляет спрайт отскакивать от края сцены.
Практический пример: Простая игра
Давайте создадим игру, где спрайт следует за курсором мыши и меняет цвет при касании края:
когда щелкнут по зеленому флагу
всегда
идти к [указатель мыши v]
если <касается [край v]?> то
изменить эффект [цвет v] на (25)
конец
конец
Этот пример демонстрирует использование событий (нажатие на зеленый флаг) и сенсоров (касание края).
Трансляция сообщений
Трансляция - мощный инструмент для общения между спрайтами. Она позволяет одному спрайту отправлять сообщение, которое запускает действия у других спрайтов.
Пример использования трансляции:
когда щелкнут по этому спрайту
передать [победа v]
когда я получу [победа v]
сказать [Ты выиграл!] в течение (2) секунд
Этот код отправляет сообщение "победа" при клике на спрайт, и другой спрайт реагирует на это сообщение.
События и сенсоры - основа интерактивности в Scratch. Экспериментируйте с ними, чтобы создавать более сложные и интересные проекты!
Урок 7: Создание простой игры
Теперь, когда мы изучили основы Scratch, давайте применим наши знания для создания простой игры. Этот процесс поможет вам понять, как все элементы Scratch работают вместе.
Планирование игры
Прежде чем начать кодировать, важно иметь четкий план. Вот ключевые моменты, которые нужно учесть:
- Тема игры
- Главный персонаж
- Цель игры
- Управление
Например, давайте создадим игру "Поймай яблоко", где игрок управляет корзиной, чтобы ловить падающие яблоки.
Создание спрайтов
- Выберите спрайт корзины из библиотеки или нарисуйте свой.
- Создайте спрайт яблока.
- Добавьте фон, подходящий к теме (например, сад или небо).
Программирование движения
Для корзины:
когда щелкнут по зеленому флагу
всегда
установить х в (положение х указателя мыши)
конец
Для яблока:
когда щелкнут по зеленому флагу
перейти в х: (случайное от -240 до 240) y: (180)
всегда
изменить y на -3
если <касается [край v]?> то
перейти в х: (случайное от -240 до 240) y: (180)
конец
конец
Добавление счета
Создайте переменную "Счет":
когда щелкнут по зеленому флагу
установить [Счет v] в (0)
всегда
если <касается [Корзина v]?> то
изменить [Счет v] на (1)
перейти в х: (случайное от -240 до 240) y: (180)
конец
конец
Завершение игры
Добавьте условие окончания игры, например, когда счет достигнет 10:
когда щелкнут по зеленому флагу
ждать до <(Счет) = (10)>
остановить [все v]
сказать [Победа!] в течение (2) секунд
Тестирование и отладка
Регулярно проверяйте свою игру, чтобы убедиться, что все работает как задумано. Исправляйте ошибки по мере их обнаружения.
Улучшение игры
После создания базовой версии, подумайте о добавлении:
- Звуковых эффектов
- Уровней сложности
- Дополнительных препятствий
Помните, что создание игры - это процесс. Не бойтесь экспериментировать и вносить изменения по ходу работы. Главное - получать удовольствие от процесса и учиться на своих ошибках.
Продвинутые темы
После освоения основ Scratch, дети могут перейти к более сложным концепциям, которые позволят им создавать более интересные и функциональные проекты.
Списки и управление данными
Списки в Scratch - это мощный инструмент для хранения и обработки множества элементов данных. Вот как их использовать:
- Создайте список в разделе "Переменные", нажав "Создать список".
- Добавляйте элементы с помощью блока "добавить [элемент] к [имя списка]".
- Используйте списки для хранения счета игроков, инвентаря персонажей или последовательности действий.
Пример использования списка в игре:
когда щелкнут по зеленому флагу
удалить все из [Высокие счета v]
добавить (счет) к [Высокие счета v]
сортировать [Высокие счета v] по убыванию
Пользовательские блоки
Пользовательские блоки помогают организовать код и избежать повторений. Создание пользовательского блока:
- Нажмите "Мои блоки" в палитре блоков.
- Выберите "Создать блок" и задайте ему имя.
- Добавьте параметры, если нужно.
- Напишите код внутри блока.
Пример пользовательского блока для прыжка персонажа:
определить прыжок (высота)
изменить y на (высота)
ждать (0.5) секунд
изменить y на (-высота)
Клонирование спрайтов
Клонирование позволяет создавать множество копий спрайта, что полезно для игр с большим количеством объектов. Пример использования клонов:
когда щелкнут по зеленому флагу
повторять (10)
создать клон себя
ждать (1) секунд
конец
когда начинаю как клон
перейти в случайное положение
показаться
Расширения Scratch
Расширения добавляют новые возможности в проекты. Например, расширение "Музыка" позволяет создавать мелодии, а "Перо" - рисовать на сцене.
Чтобы добавить расширение:
- Нажмите кнопку "Добавить расширение" в нижнем левом углу редактора.
- Выберите нужное расширение из списка.
Советы по использованию продвинутых функций
- Начните с простых проектов и постепенно добавляйте сложные элементы.
- Экспериментируйте с разными комбинациями блоков и функций.
- Изучайте проекты других пользователей Scratch для вдохновения.
- Регулярно тестируйте свой код, чтобы убедиться, что все работает правильно.
Используя эти продвинутые техники, дети смогут создавать более сложные и интересные проекты в Scratch, развивая свои навыки программирования.
Советы по обучению детей
При обучении детей программированию в Scratch важно создать увлекательную и поддерживающую среду. Вот несколько полезных советов:
Начните с простого
Предложите детям начать с легких проектов, которые не требуют предварительного опыта программирования. Это поможет им обрести уверенность и интерес к кодингу.
Используйте интересы детей
Поощряйте детей создавать проекты, связанные с их увлечениями. Например:
- Любителям музыки понравится проект "DJ Scratch Cat", где можно микшировать звуки и графику.
- Для фанатов игр подойдет "Maze Starter" - игра-лабиринт, которую можно усложнять новыми уровнями и препятствиями.
Развивайте креативность
Scratch отлично подходит для творческих проектов. Предложите детям:
- Создать интерактивную историю с разными сюжетными линиями
- Анимировать персонажей
- Разработать собственную игру
Учитесь вместе
Не бойтесь изучать Scratch вместе с детьми. Джон Алеш, учитель информатики из Плано, штат Иллинойс, советует:
"Мой совет новому учителю Scratch, будь то опытный или неопытный программист, - позвольте вашим ученикам действовать самостоятельно... Познакомьте их со Scratch, а затем сядьте и восхищайтесь удивительными вещами, которые они создают."
Поощряйте совместную работу
Организуйте парное программирование, где дети работают вместе над проектом. Это развивает навыки общения и командной работы.
Празднуйте достижения
Создайте атмосферу, где дети могут делиться своими проектами и получать обратную связь. Это мотивирует их продолжать обучение и развитие.
Используйте готовые ресурсы
На сайте Scratch есть раздел "Стартовые проекты", где можно найти вдохновение и идеи для новых проектов.
Помните, что главная цель - сделать процесс обучения программированию увлекательным и доступным для детей. Позвольте им исследовать, экспериментировать и учиться на своих ошибках.
Заключение
Scratch - это отличный инструмент для знакомства детей с миром программирования. Давайте подведем итоги:
- Scratch разработан в MIT специально для детей 8-16 лет
- Позволяет создавать интерактивные истории, игры и анимации
- Развивает творческое мышление, логику и навыки решения задач
- Использует визуальные блоки вместо текстового кода
Что дальше? Продолжайте изучать Scratch:
- Исследуйте раздел "Стартовые проекты" на сайте Scratch
- Участвуйте в онлайн-сообществе Scratch, делитесь своими работами
- Пробуйте создавать более сложные проекты и игры
После освоения Scratch можно перейти к текстовым языкам программирования, таким как Python или JavaScript. Они позволят применить полученные навыки для решения реальных задач.
Помните, что главное - это интерес ребенка и постоянная практика. Не бойтесь экспериментировать и создавать новое!
Часто задаваемые вопросы
Как создать простой проект в Scratch?
Чтобы создать простой проект в Scratch, выполните следующие шаги:
- Зайдите на сайт MIT Scratch.
- Нажмите кнопку "Создать".
- Выберите фон для вашего проекта.
- Добавьте спрайт (персонаж или объект).
- Напишите скрипт для проекта, используя блоки кода.
- Запустите проект, чтобы проверить его работу.
Как обучать детей программированию в Scratch?
Для обучения детей программированию в Scratch можно использовать следующий подход:
- Выберите фон и персонажей вместе с ребенком.
- Создайте приветственное сообщение и научите двигать кота стрелками.
- Добавьте объект для сбора и заставьте его двигаться.
- Введите систему подсчета очков для кота.
- Научите ребенка отслеживать набранные очки.
Помните, что лучший способ изучения Scratch - это практика. Не бойтесь экспериментировать и пробовать новые идеи. Scratch предлагает множество ресурсов для обучения, включая:
- Официальный сайт Scratch с уроками и проектами
- Онлайн-курсы по программированию в Scratch
- Книги и учебные пособия
- Клубы и мастер-классы по Scratch
Scratch - это бесплатная платформа, разработанная специально для детей от 8 до 16 лет. Она позволяет создавать интерактивные истории, игры и анимации, развивая при этом творческое мышление и навыки решения задач.