Изучение программирования до недавнего времени было привилегией взрослых. Однако в последнее время, дети также активно разбираются в разработке. Конечно, основная цель обучения ребенка заключается не в том, чтобы научиться писать сложные приложения. Скорее, это ознакомление и подготовка в тому, чтобы в будущем выучить один из популярных языков разработки и построить карьеру в IT. В этой статье мы расскажем о наиболее популярных и распространенных визуальных языках программирования.
Scratch
Это один из наиболее популярных визуальных языков программирования, который подходит для обучения разработке детей разных возрастов. Создан Митчелом Резником, профессором Массачусетского технологического института. Основная цель – вовлечение детей в процесс обучения. Причем скретч с успехом используется не только для преподавания основ программирования, но и на уроках математики, например.
Создание Scratch, а также его дальнейшее развитие обеспечивается, в первую очередь за счет взаимодействия с известной компанией LEGO. Именно это и позволило начать обучение робототехнике для самых маленьких на базе все того же визуального языка программирования.
В отличие от многих других инструментов разработчика, Scratch не требует знаний синтаксиса. Здесь нет необходимости в написании кода, что было бы затруднительным и, главное, утомительным для любого ребенка. Вместо этого, предлагаются готовые блоки, с помощью которых ребенок сможет постичь азы и принципы разработки в целом.
Например, с помощью Scratch детям намного проще объяснить такие основы основ, как функции, циклы и ветвления. Причем в результате своих действий в Scratch, ребенок создает какую-то игру или мультипликацию, что еще и очень увлекательно. Scratch имеет несколько версий. Последней на сегодняшний день является 3.0
App Inventor
Это еще одна среда визуальной разработки, с помощью которой достаточно просто создавать любые приложений на Android с минимальными знаниями в области разработки. Данный язык программирования не используется в обучении. Однако С его помощь можно получить представление об основах программирования. App Inventor является детищем Google. Из ранней версии этого программного продукта был разработан еще один довольно популярный визуальный язык программирования – Google Blockly.
Google Blockly
Этот продукт известной компании Google представляет собой библиотеку для создания среды визуального программирования. Появился в 2012 году и с тех пор активно развивается. В основном, применяется для учебных целей. Как и в случае со Scratch или App Inventor, разработчику не нужно писать код для создания программ. Есть готовые блоки, которые необходимо перетаскивать.
У этой библиотеки есть облачное хранилище, с помощью которого можно делиться созданными приложениями с другими. Blockly переведен на многие языки, в том числе русский. Однако не стоит забывать о том, что языком программирования является английский. Поэтому изучать стоит именно его.
Alice
Этот визуальный язык программирования появился еще в 1998 году. Разработан Университетом Карнеги-Меллона. Написан на Java. Последняя версия языка появилась в 2013 году. То есть он не так активно развивается, как многие его конкуренты, в том числе Scratch.
Принцип работы с Алисой тот же, что и с другими подобными средами и платформами. Пользователь перетаскивает готовые блоки для создания программ. Правда, сам интерфейс выглядит несколько сложнее и язык, в целом, предназначен больше для обучения взрослых программистов. Хотя дети, уверенно читающие на английском могут вполне неплохо разобраться во всех премудростях Алисы.
eToys
Этот визуальный язык программирования создан в 1996 году. Разработан Аланом Кеем на базе языка программирования Squeak (на основе классов). Идея eToys примерно та же, что и у Scratch – создать такую платформу, которая позволила бы детям без труда получить представление об основах программирования без использования кода.
В программе можно создавать любые типы анимаций, то есть делать готовые приложения с помощью предлагаемых блоков, оборачивая их в функции. Также, есть возможность тестирования уже созданных приложений с помощью внутренних ресурсов eToys. Многие эксперты считают, что именно eToys стал прообразом для создания в будущем визуального языка программирования Scratch.
KTurtle
Это еще один визуальный язык программирования, предназначенный именно для обучения детей разработке. Из названия понятно, что речь идет о черепашке. Именно с помощью виртуальной черепахи ребенок будет знакомиться с основами программирования.
Этот визуальный язык программирования разработан специально для детей. В основе игры – черепаха, разработчику необходимо программировать, чтобы заставить ее двигаться. Язык базируется на Logo. Эта платформа, как и все остальные, использует готовый набор команд .с помощью которых вы сможете анимировать различные сцены (не только поведение черепахи).
Snap!
На русский язык переводится как щелчок. Идея в том, что разработчик может писать приложения «как по щелчку пальцев». То есть быстро и с готовым набором команд. Появился Snap! В 2011 году. Его разработчиком является Брайан Кейт Харви. Данный визуальный язык программирования можно использовать для обучения детей разного возраста.
Snap! создавался как одно из продолжений идей Scratch. Данная платформа имеет очень удобный интерфейс. Экран разделен на три основных области, каждая из которой имеет свой собственный функционал. Здесь предлагается набор готовых действий, которые можно комбинировать и, тем самым, создавать игры и различные анимации.
Почему именно визуальные языки программирования?
И действительно, почему бы не начать с обычных текстовых языков, вроде JavaScript, Python или Java? Преимуществом визуальных платформ в данном случае является то, что они позволяют значительно облегчить процесс понимания и восприятия программирования детьми. То есть они как бы изымают из программирование все то, что ребенку не понадобится на этапе изучения азов, позволяя быстрее проходить путь от появления идеи до конечного результата.
Например, для того, чтобы сделать простую анимацию в Scratch, ребенок будет использовать всего несколько готовых блоков. Сделать тоже самое, например, на языке JavaScript намного сложнее. По крайней мере, до своей первой анимации в JS ребенок дойдет намного позже, так как ему придется изучить синтаксис, а на это может уйти до года.
А почему бы сразу не начать изучать синтаксис?
Это тоже вполне резонный вопрос. Для взрослого именно такой путь и является единственно правильным. Но не будем забывать, что взрослый, изучающий программирование, имеет вполне конкретные цели. Например, он хочет стать разработчиком, сменить сферу деятельности, рассчитывает на более высокую заработную плату.
У ребенка нет такой цели. Поэтому ему важно, чтобы результат был как можно ближе по времени к моменту, с которого он начинает программировать. Если начать преподавать маленьким детям синтаксис языка программирования, скорее всего, они быстро устанут и потеряют интерес. Именно поэтому и были разработаны визуальные языки. Они помогают постичь азы разработки, вникнуть в функции, ветвления, переменные и уже после этого, при желании продолжать, ребенок через какое-то время сможет начать учить один из текстовых языков программирования.